У какого тренера лучше тренироваться?

У какого тренера лучше тренироваться?

Автор:

Следующий вопрос, который разбирался в аудиосемиаре Основные ошибки занимающихся единоборствами- "К какому тренеру лучше попасть, у какого тренера лучше тренироваться?"

Геннадий Капшай. Семинар в Кемерово 4

Прежде всего, понятна прописная истина, что работа тренера судится по его ученикам. Необязательно у него будут чемпионы мира, возможно, на каком-то этапе вам лучше попасть к тренеру, у которого есть результаты по детскому, юношескому спорту.

Если вы изначально к чему-то стремитесь, то лучше всего, конечно, чтобы тренер, имел практику работы с группой начальной подготовки, практику работы с детьми в детско-юношеских школах. То есть, подымаясь с самого начала, с самых истоков тренер получает большую практику. Если он может организовать деток, организовать их такой внутренний мир, который постоянно в поиске, постоянно в каком-то беспокойстве. Сумел их объединить, направить, дать какую-то цель и дал результаты, то, естественно, тренер нормально подойдет к вам и не поставит вас под "молотки".

Много вопросов возникает по тренерскому составу. Говорят, - он чемпион мира, я занимаюсь у него. Я ни в коем случае не хочу занижать заслуги спортивные человека, но зачастую возникает ситуация, что не каждый чемпион мира может быть педагогом. Потому что тренер - это педагог, это преподаватель,  который умеет свои знания объяснить, рассказать и человека научить.

Мы разделяем навыки на 3 категории – «знать», «уметь» и «применить». То есть знать можно что угодно, в интернете начитаться литературы любой, закончить институт. «Уметь» - уметь показать что-то, показывать, рассказывать и при этом рисоваться, смотрите какой я классный, как я умею. Такое тоже встречается, но это неправильно. Это что касается непосредственно «умения».

Но «уметь применить» - это уметь применять свои навыки и знания на ученике, вложить в него, вложить свою голову, свою душу и понимать что будет дальше. Причем понимать не то, что непосредственно сам тренер хочет, а что хочет боец. И если совпадают интересы бойца и тренера, то, соответственно, будет результат, потому что нет бойца без тренера. И тренер тоже может не реализоваться, если у него нет бойца, поэтому правильно получается, что тренер как бы старатель, который находит эти самородки золота и потом их обрабатывают, превращают в изделие. Это огромный труд и бойца и тренера.

Тренера - творческие люди, которые выкладывают свою душу, потенциал.

Нужно уважать труд тренера, относиться к нему должным образом. Так же как и тренеру уважать бойца, с которым он работает. Поэтому когда вы выбираете секцию, вы посмотрите результаты этой секции. Посмотрите, откуда пришел тренер. Тренер может быть молодым и он еще не успел реализоваться, не успел раскрыться, он только-только начинает. Это не значит, что он будет плохим. Время покажет, какой это тренер. Вопрос возникает - откуда тренер пришел, где он учился, где он прошел школу.

Один из моих учеников сейчас работает, возглавляет Академию тайского бокса Нижнего Новгорода, Саша Насон, Дмитрия Шакуту тоже вы знаете. Когда уехал в Питер, на нем остался клуб и результаты не падают.

Пример - Валентин Славяковский. Он стал опять обладателем кубка мира недавно. Другие ребята подрастают.

Некоторые тренеры, точнее, бойцы, которые были у меня, пытались заниматься тренерской практикой. У кого-то не хватало терпения, кто-то по другим не становился тренером. Тренер должен быть человек очень терпеливый. Когда вы приходите к тренеру, посмотрели по интернету какие у него титулы, какие звания и титулы у его учеников. Дальше нужно немножко глубже зайти и посмотреть, как он к этому шел и чего добивался ранее. То есть он должен уметь проводить работу с людьми, которые пришли буквально с нуля, выставлять базу. Как есть преподаватели в средней школе, преподаватели в училище, преподаватели в институте, так и здесь. Когда человек уже ходит в институт, где на высшем уровне работает, он углубляется в программу института и школьная программа не то что забывается, но она просто требует немножко другого подхода.

Подход тренера к начальной подготовке, средней работе и работе в школе высшего мастерства - это разный подход, разный критерий. Не всегда в школу высшего мастерства попадает ученик, которого тренер вел с нуля. Скажем, занимался парень где-то в райцентре, добился каких-то результатов, был у него очень хороший тренер. Потом поступил в институт, перешел к другому тренеру и далее будет один из вариантов, либо найдут общий язык и человек дальше будет развиваться, либо сам спортсмен по каким-то обстоятельствам уйдет. Но если он остался в спорте, остался в работе, то обязательно в биографии пишется первый тренер. Я к чему говорю эту схему, это рабочая схема, чтобы вы понимали критерий, позицию в тренерской работе. Есть детский тренер, есть тренер, который на другом уровне работает, дальше у него либо финансовая составляющая либо составляющая административная не позволяет развивать бойца, и он передает его другому тренеру.

Я тоже начинал с райцентр, работал в детской спортивной школе, потом переехал в Минск, уже на другом уровне работал с людьми. Вместе с тем ко мне приходили ребята, которые изначально занимались у моих товарищей в райцентре. И, скажу, что не все из них давали в дальнейшем результаты. С некоторыми не получалось и, человек пробовал у другого тренера позаниматься. К другому тренеру переходит, с ним уже лучше шло.

Каждый тренер видит ситуацию по-своему - и мир спорта, и мир развития бойца. Каждый тренер - это своя школа. Мы к этому вопросу перейдем, коснемся чуть попозже.

Что касается выбора тренера, снова повторюсь, обратите внимание на его результаты, на результаты его учеников не только в спортивном отношении. Если есть ученики, которые уже занимаются сами тренерской практикой и дают какие-то результаты, значит, школа тренерская выставлена хорошо в этом клубе.

Не все тренеры в прошлом были выдающимися спортсменами до уровня мастеров спорта международного класса. Сложились обстоятельства, то ли травма какая-то, то ли встал вопрос выбора. Многие развивались сами как бойцы и в то же время занимались с молодежью. Выходили уже на тренерскую работу, у них получалось хорошо. Молодежь подрастала и тут вопрос следующий: либо заниматься молодежью и давать результат им, либо заниматься лично собой, потому что там и там - никак не получится. Как только молодежь дает результаты, все, надо заниматься этими людьми, их вести дальше. Одной попой на два стула не сядешь. На высоком уровне - надо заниматься только самим собой. И тренеры делали выбор в пользу учеников. Они лишали себя возможности выходить на высокий уровень, шли по стезе тренера.

Существуют критерии отбора, критерии аккредитации у государства, аккредитован тренер Федерацией, либо не аккредитован. Комиссии существуют, которые определяют профпригодность тренера, смотрят его образование, стаж работы с людьми. Поэтому важно уточнить у тренера этот момент.

Часто по выбору тренера вопросы возникают, «а можно я приду один раз и посмотрю что там у вас происходит». Вы никогда не сделаете вывод по одной тренировке, потому что если тренер грамотно выстраивает свою работу, то у него есть определенный цикл. Цикл, по которому он работает. Может быть, цикл состоит из 7 тренировок, может быть, из 10 тренировок. У нас начинается учебный период с сентября и заканчивается маем-месяцем, а там уже летом, понятное дело уже, кто остается - занимается, работа под них идет. И на какой этап вы попадете - это еще вопрос.

Вопрос тренера - это вопрос его полезности своим подопечным, с которыми он работает. Вы приходите тренироваться, вы что-то хотите от тренера и тренер вам дает. Это должно быть ваше желание. Поэтому обязательно интересуйтесь образованием, интересуйтесь прошлым тренера, интересуйтесь непосредственно его тренерской работой.

Если вы пришли на тренировку, не судите о тренере по одной тренировке. Если вы пришли, в зале идет нормальная работа, но она  не совпадает с вашим представлением о тренировках - это не значит, что там что-то неправильно делают. Если в зале есть чемпионы, если люди занимаются и люди выступают, детский спорт развит, все работают, значит, школа работает. А принимаете вы или не принимаете - это уже вопрос вашего выбора. Если вы хотите чему-то научиться, значит, вы в систему войдете, раскрутитесь и пойдете вместе с ней работать. Если вы хотите каких-то удивительных вещей, тогда найдите тренера, который будет вас удивлять и вы будете сидеть и говорить "я вот у того занимаюсь, он такое показывал". Ну, он-то показывал, вопрос в том, чему он вас научит, что вы покажете. Когда вы приходите в секцию - это вы не в цирк приходите, а вы приходите в школу, в которой учитесь.

Вот поэтому я бы рекомендовал проанализировать вышесказанное, что вам нужно самим, по каким критериям вы идете. Либо вам просто понтануться перед девчонкой - "я хожу в секцию туда-туда, потому что там я у чемпиона мира занимаюсь" пиар сделали вокруг себя. Ваше право. Вы хотите чему-то научиться, чтобы это было нормально – посмотрите, как секция работает, какие ученики, и чем они занимаются и на каком уровне выступают. Если вы хотите заниматься для собственного развития, для выступления на соревнованиях, вы трезво оцените свой возраст, оцените свою физическую подготовленность и оцените работу, которую вам предстоит сделать. Когда берется, молодой человек, ему лет 15, он развивался и шел за какой-то определенный промежуток времени он рос, рос, рос и вышел на какой-то уровень уже в 22 года, то вам, придя в 20 лет в секцию, придется вот этот весь этап пройти за более короткий срок, а для этого придется нормально поработать.

Саша Насон ко мне пришел, когда ему было где-то 22 года. Занимался до этого спортом для себя, занимался брэйкдансом, хорошая координация была у него. Через 3 года он уже выиграл чемпионат Белоруссии по тайскому боксу, поехал уже на мир, дальше на СНГ ездил и выигрывал и пошла его карьера. Призером Европы был, то есть зависит, конечно, от человека и от тренера как они найдут общий язык. Каждый тренер видит по-своему и поэтому каждому тренеру - свой ученик и каждому ученику - свой тренер.

 

Автор: Геннадий Капшай

 

Это был отрывок из аудиосеминара "Основные ошибки занимающихся единоборствами", который вы можете БЕСПЛАТНО СКАЧАТЬ на нашем сайте

 

Комментарии к новости "У какого тренера лучше тренироваться?"
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Мы в Одноклассниках